logo


Музеи Забайкалья > Церковь Михаила Архангела (Градочитинская)
Церковь Михаила Архангела (Градочитинская) PDF Печать Написать письмо
Автор: Букин А. Г.   
18.06.2011 01:45

Церковь Михаила Архангела (Градочитинская)

В старейшей юго-восточной части города, на Селенгинской улице в 1776 году была построена деревянная церковь. Освятили её во имя архистратига Архангела Михаила. Сейчас это самое древнее строение в Чите. Если самой Чите как городу и областному центру в году исполнилось лишь , то этой церкви идёт год. Она была выстроена за полсотни лет до появления в Чите декабристов, с чьими именами сейчас связана.

По архитектуре своей – это обычный русский православный храм. Его стены сложены из лиственницы, а свод поддерживается аркой и деревянными колоннами.

В этой церкви венчались декабрист Иван Александрович Анненков и француженка Полина Гебль. М. Н. Волконская принесла в дар церкви образ св. Софии, декабрист Я.М. Андреевич – образ Спасителя. Рядом с Церковью располагалось кладбище, на котором сейчас стоят окружающие жилые дома. Рядом с южной стеной была могильная плита «Младенец Софiя Волконская, родилась и умерла 10 Iюля 1830 года». Сейчас плита хранится в Забайкальской краевом краеведческом музее.

Сохранились ещё две чугунные плиты на одной из них: «Здѣсь покоится прахъ Семёна Ивановича Смольянинова, оберъ-бергмейстера I класса и кавалера, родившегося въ 1769 году 10 января и скончавшегося 2 апрѣля 1836 года» о котором Бестужев писал в 1830 году: «Три предмета заставляют жалеть меня о Чите: живописные окрестности, прекрасный климат и добрый Смольянинов».

Рядом со Смольяниновым похоронена и его дочь – Апполинария Семёновна – жена декабриста Д. И. Завалишина, умершая 7 декабря 1845 года. В 1846-1847 годах Д. И. Завалишин участвовал в проведении ремонта храма. Деньги на его восстановление были получены от Е. Ф. Муравьевой – матери декабристов Н. М. и А. М. Муравьевых.

В те годы храм был запечатлён на акварели Н.А. Бестужева, которая так и называется: «Церковь въ Чите». С тех пор он лишь слегка изменился.

Первые сто лет храм стоял нижним венцом прямо на земле, но во второй половине XIX века под здание подвели каменный фундамент. Церковь хотя была старой, но ещё крепкой и многое могла выдержать.

После окончания гражданской войны, в конце 1922 года, когда ДВР была присоединена к РСФСР – это было время, которое совпало с изменением антицерковной политики большевиков. Теперь главная ставка делалась на обновленцев и других раскольников. В это время зданием завладела община последователей Православной Российской Церкви. Это движение, возникшее после Февральской революции 1917 г. более известно как «Обновленцы». Пропаганда безбожия, начатая РКП(б) в Забайкалье еще в 1921 г., принесла определенные плоды. Однако церкви почти не закрывались и поэтому их у православных отбирали для того, чтобы передать обновленцам. Именно это и случилось с Михайло-Архангельской церковью.

Святой Лука Войно-Ясенецкий, так почитаемый ныне в нашей епархии, называл сборища обновленцев живоцерковников «диким вепрем». В своём завещании он сказал:

«К твердому и неуклонному исполнению завещаю вам: неколебимо стоять на том пути, на который я наставил вас. Подчиняться силе, если будут отбирать от вас храмы и отдавать их в распоряжение дикого вепря, попущением Божиим вознесшегося на горнем месте соборного храма нашего. Внешностью богослужения не соблазняться и поругания богослужения, творимого вепрем, не считать богослужением. Идти в храмы, где служат достойные иереи, вепрю не подчинившиеся. Если и всеми храмами завладеет вепрь, считать себя отлученным Богом от храмов и ввергнутым в голод слышания слова Божия. С вепрем и его прислужниками никакого общения не иметь и не унижаться до препирательства с ними. Против власти, поставленной нам Богом по грехам нашим, никак нимало не восставать и во всем ей смиренно повиноваться. Властью преемства апостольского, данного мне Господом нашим Иисусом Христом, повелеваю всем чадам Туркестанской Церкви строго и неуклонно блюсти мое завещание. Отступающим от него и входящим с вепрем в молитвенное общение угрожаю гневом и осуждением Божиим».

Тем не менее, в июне 1930 года с общиной обновленцев был заключен договор, на основании которого здание Михайло-Архангельской церкви полноправно принадлежало им. Но недолго.

Идея сделать здесь музей Декабристов возникала в 1930-е, 1960-е годы. Однако этому предшествовал период разрухи и бесхозности. Уже в то время здание было ветхим, Что подтвердил визит 7 июля 1933 года городского архитектора Пелера и начальника пожарной охраны Сивохова, которые дали заключение о невозможности использования здания в виду его ветхости.

Обновленцам не дали спокойно жить. С конца 1935 г. развернулись массовые аресты активистов обновленческой церкви, однако некоторых из них отпускали, когда выяснялось, что они давно сотрудничают с органами ОГПУ-НКВД. Тем не менее, здания и утварь у них начали изымать по всей РСФСР.

В 1938 году (протокол заседания горсовета № 4 от 27 января) было решено на основании статьи № 52 параграфа 1 комиссии ВЦИК СССР по Читинской области представить материалы о расторжении договора на аренду здания и изъятии здания церкви из ведения общины верующих. Все документы были представлены, и 3 марта 1938 года (параграф № 5 протокола), несмотря на ветхость и пожарную опасность, здание было церкви передано в собственностm Читинского горсовета. А уж городской совет распорядился передать его под общежитие строительного треста.

Однако церковь быстро переделать в общежитие сложно. Как минимум надо складировать где-нибудь церковную утварь. 28 марта 1938 года было решено выделить часть помещения для этих нужд. Алтарь на втором этаже наполнился разными экспонатами и был заколочен досками. Только в 1966 году здание окончательно признали аварийным и запертили его эксплуатацию.

Градочитинская Церковь повидала многое на своем веку, и не будь она связана с революционными именами декабристов, то давно спалили бы ее в буржуйках времен строительства коммунизма.

Идея использовать здание церкви под музей декабристов уже в 1930-е годы витала в воздухе. Впервые она возникла ещё в 1925 году. Она вновь поднималась в 1960-х годах. Реализовалась эта идея только в 1971 году, когда здание в заброшенном виде было передано краеведческому музею для открытия филиала. Тут были размещены экспозиции связанные с историей города Читы. Тогда же начался затяжной ремонт и реставрация, длившиеся 14 лет.

Наконец к 160-летнему юбилею восстания декабристов в 1985 году был торжественно открыт музей декабристов, филиал Читинского областного краеведческого музея.

Последние годы периодически поднимается вопрос о передаче здания общине верующих (требование епскопа Евстафия)… То, что церковь при такой ветхости до сих пор не сгорела и стоит на своём месте – просто чудо, и это чудо не нужно трогать. Уж больно оно хрупко.

Что ещё посмотреть:
Книжные памятники Забайкалья
Музей Церковь декабристов (г.Чита) 
По следам эпохи Декабристов

Обновлено 28.06.2011 08:03
 
Интересно? Поделись с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Последние фото

Последние материалы


Пятница, 25 Ноября 2016 17:43
Хиты 3984
Воскресенье, 14 Декабря 2014 01:54
Хиты 2480
Воскресенье, 14 Декабря 2014 00:53
Хиты 33100
Суббота, 29 Ноября 2014 17:38
Хиты 30157
Понедельник, 24 Ноября 2014 17:04
Хиты 29553
Понедельник, 17 Ноября 2014 00:00
Хиты 2178
Четверг, 16 Октября 2014 21:10
Хиты 31662
Суббота, 30 Августа 2014 10:13
Хиты 31885
Среда, 06 Августа 2014 23:26
Хиты 32938
Воскресенье, 27 Июля 2014 23:21
Хиты 3495
Пятница, 25 Июля 2014 21:40
Хиты 32303
Четверг, 17 Июля 2014 20:59
Хиты 31653
Воскресенье, 13 Июля 2014 13:36
Хиты 31534
Пятница, 11 Июля 2014 18:34
Хиты 4297
Пятница, 13 Июня 2014 15:01
Хиты 3161

Карта посетителей


Яндекс цитирования


Кольцо Патриотических Ресурсов


Ads on: Special HTML

 

Система Orphus


© 2017 . Все права защищены.
www.oldchita.mehalink.ru - Previous version of the site.